воскресенье, 11 мая 2014 г.

О контрактах «Барса» и одной трагедии

Мой коллега и подчиненный Мокрецов последнее время неустанно пишет про «Барс».
Рисует и мой образ – предложил на днях «псевдожурналиста» Кустова крупно поместить на логотипе дня города вместо Бурылина, а размышляя о степени моей адекватности, вдруг испугался, что инопланетяне меня распылят или вживят «марсианский ген». Как-то присочинил, что «Барс» станет «прачечной» для отмыва денег. С какого-то перепугу стал приписывать мне должности, которые я не занимаю (я про директорство в «Иваново-Вознесенске») и учредительство какого-то регионального «Народного фронта», (что тоже неправда: никакой «фронт» я не учреждал, хотя меня настойчиво просили).
Все это было забавно. Но с некоторых пор вранье Мокрецова стало наносить ущерб компании, а его стеб перекинулся с меня и на журналистов «Барса».
Не люблю я публичные «внутрицеховые разборки», но коллега старательно провоцировал меня на ответ. Я его написал - не для него, разумеется. Но поскольку это частично личный ответ – пишу в блоге, а не на сайте компании.

1.
Мокрецов утверждал, что Правительство области выделило телекомпании «Барс» 7,4 млн. рублей на пиар партий –  и, мол, на 85% это прославление «Единой России».
Но это вранье, и Мокрецов знает об этом.
Во-первых, распространение информации о деятельности каждой парламентской партии по указанному контракту (который, кстати, был выигран на аукционе) происходит в равном объеме – за этим следит специальная комиссия в облизбиркоме. «Единая Россия» получает не более 25% от эфира или около 8 минут в месяц, как и три другие партии.
Во-вторых, закон требует, чтобы при освещении деятельности партий сохранялась независимость и самостоятельность редакций. Иными словами, когда журналисты рассказывают о скандалах и неприглядных фактах в «Единой России» – это тоже идет «в зачет» освещения деятельности партий. (Как это уже не раз было, кстати)
Все это написано в ст.3 областного закона «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Ивановской областной Думе при освещении их деятельности региональным телеканалом…» и ст.3 федерального закона «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами».
Профессиональный журналист Мокрецов не мог всего этого не заметить. А поэтому врал и замалчивал факты ради красного словца.
И что бы там не придумывали, я никогда не замечал журналистов «Барса» «выпрыгивающими из штанов» ради партийного пиара, (как «игриво» предположил Мокрецов о своих коллегах). Да и не считаю критичным в среднем по минуте в день уделять партийным новостям – причем не только благостным.
И к слову: контракт подписан не с телеканалом «Барс», а с телеканалом «7х7». Так что в эфире «Барса» никаких обязательств по этому контракту нет.

2.
Контракты «Барса» с государственными и муниципальными органами власти не являются тайной – они заключаются вот уже на протяжении нескольких лет и являлись предметом справедливой критики канала. Чем и воспользовался Мокрецов, старательно выписав последние из них.
И здесь ключевым моментом в миропонимании Мокрецова является его фраза: «Обслуживаешь власть за деньги, — ну и молчи в тряпочку». То есть с высоты своего пиар-опыта он считает нормальным такое положение дел, когда контракт является покупкой лояльности всего телеканала.
Но по отношению к «Барсу» это вновь вранье. И Мокрецов это знает. В те дни, когда он работал в «Губернском наблюдателе» многие из этих контрактов также были заключены, но это не мешало ему (да и многим другим журналистам канала) работать в критическом ключе по отношению к сторонам этих контрактов.
Более того: есть случаи, когда журналисты, выезжая на «контрактные» съемки, делали критический сюжет, справедливо не желая придумывать небылицы – и контрактные обязательства отзывались.
Никакой госконтракт не может быть основанием для «оптовой покупки» журналистов канала или размещения вранья в эфире, как бы Мокрецову не хотелось обратного.
Собственно, и «Единая Россия», и Думы с мэрией и Правительством это уже давно испытали на себе.
Предвыборный контракт с «Единой Россией» не помешал рассказать о земельном скандале в Никульском, депутатские контракты не стали причиной замалчивать истории с депутатскими стройками в городе, а рекламный контракт с «Тополем» не стал причиной изменения редакционной политики по делу Ферояна.
Я не собираюсь лукавить и хвастаться «независимостью». Давление на главного редактора было, есть и будет – независимо от контрактов.
Но для канала и его самостоятельной информационной политики меньше всего эти контракты представляют угрозу. Если из-за них некто - как Мокрецов - потребует "молчать в тряпочку", то контракт будет расторгнут.
Угроза в другом - так или иначе, власть всегда может уничтожить телеканал, если захочет. И кто бы что не визжал, я выберу сохранение канала. Хотя бы ради того, чтобы ветеран Шилов получил квартиру.

3.
Мне очень жаль, что один из ярких и талантливых журналистов области самоутверждается плевком в свой же колодец. Происходит незаметное (для него самого, прежде всего) оСметанивание профессионала.
В начале 2011 года мы обсуждали с Олегом Алалыкиным кого бы еще пригласить в программу «Есть мнение», и я предложил ему позвать Мокрецова. А когда из программы «Губернский наблюдатель» ушел Ломосков, и Олег Евгеньевич спрашивал мое мнение о возможных кандидатах на замену, я называл ему все того же Мокрецова. (Вспомнил я этот факт в первую очередь для иллюстрации своего изначального отношения к этому журналисту)
И наблюдая со стороны, и уже будучи главным редактором «Барса», я  не во всем был согласен с Мокрецовым, но считал правильным наличие подобной публицистики. Закрытие «Губернского наблюдателя» в 2012 году произошло «благодаря» сильнейшему давлению со стороны власти, но был и другой инициатор – сам Мокрецов. Персональная ненависть становилась в его работе лейтмотивом, что не могло не приводить к ошибкам. Постоянно повышая накал, невозможно остановиться. Это как трагическая игромания.
Его дальнейшие интернет-предсказания – доказательство этих тезисов. Он убеждал всех, что Путин с Медведевым будут соперничать на президентских выборах, Жуковская станет депутатом Госдумы, Поляков уйдет в «Открытое правительство», Ратманов в 2012 году сменит Хасбулатову, а Мень первым среди всех губернаторов проведет досрочные всенародные выборы самого себя. И хотя это все было неплохим чтивом, и Мокрецову верили, а кое-кто и ссылался на него -  на самом деле оказывалось все совсем не так.
Поэтому градус вновь был повышен: «Миша из Семхоза», «Баба Оля – стрелочница», «туповатая команда», «клоуны», «Отыметь Фомина»… Цитата из последнего: «Серпентарий у них там в областном правительстве! Ребята, вы давайте уже имейте друг друга прямо в зале заседаний».
Оригинально. «Смело». И, наверное, имеет право на существование.
Но это уже точно не журналистика, о которой он так любит рассуждать.



Сергей КУСТОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий